По предгорьям Кавказа на велосипеде

На этот раз мой велосипедный поход простирался по районам Адыгеи и Карачаево-Черкесии. Старт похода был в городе Майкоп, финиш в Кисловодске.

Увы, на самолет не было удобных рейсов, так что я купил билет на поезд, как и остальные участники нашей группы. Обратно же я взял билет на самолет.

С велосипедом в двухэтажном поезде

Предстоящая поездка на поезде меня волновала больше всего, не удалось купить место в багажном купе, пришлось оплачивать велосипед как дополнительную ручную кладь. А поезд был двухэтажный, и совершенно непонятно было, как ехать с велосипедом в купе, ведь в таких поездах купе совсем крошечные!

И я был не один, кому не досталось багажное купе. Нас таких оказалось четверо, и ехали мы в одном вагоне. По правилам РЖД велосипеды, оплаченные как дополнительная ручная кладь, должны провозиться в купе, в коридоре их ставить запрещено. В моем купе, получается, нужно было провезти 2 велосипеда, ибо со мной в купе была еще одна участница похода, я не мог представить, как это будет происходить, и как на это отреагируют другие соседи по купе.

Встретившись с группой на вокзале, пошли к вагону поезда и начали разбирать велосипеды и упаковывать их в чехлы. Спросив проводника, как быть, она сказала, что надо в купе перевозить велосипеды. А зайдя в вагон сначала составили велосипеды в коридоре, чтобы понять, что же с ними делать. Я прикинул, запихнуть их в купе в принципе реально, если положить на пол поперек купе под столик, но сидеть за столиком будет ой как некомфортно.

В целом, недолго думая, решили так в коридоре и оставить. Со снятыми педалями они не мешали ходить людям. Все что мы сделали, зафиксировали их стяжками к периллам, чтобы не упали.

Проводница нам ни слова не сказала насчет наших велосипедов, так мы спокойно и ехали. Никаких жалоб не было.

Ехали мы полутора суток, вечером выехали из Санкт-Петербурга, через день рано утром прибыли в Туапсе.

В Туапсе дождались поезда с участниками из Москвы, погрузились в заказанные заранее машины (велосипеды в грузовичок, люди в микро-автобус) и на них доехали до Майкопа. Пообедали, экипировали велосипеды и начали свое путешествие 🙂

Если вкратце

Республика Адыгея радовала нас залитыми солнцем зелеными лугами, морем цветов и цветущей вишней и яблоней. Мне очень понравились видеть так много цветущих деревьев 🌺🌳 Рельеф первые дни был переменный, где-то равнины, где-то небольшие холмы.

По мере движения по маршруту мы постепенно набирали высоту. Цветущих деревьев становилось все меньше, пейзаж больше представлял из себя альпийские луга. Все горы и холмы в округах были покрыты зеленым травяным ковром.

Последние дни, когда мы уже были в Карачаево-Черкесии, откровенно были в горах. На высоте еще была ранняя весна, желтая прошлогодняя трава еще не сменилась зеленью.

В целом, погода была приятной на протяжении всего путешествия. Пара дней только были не слишком приятными.

Жаркий день

Второй день был настолько жаркий, а солнце так напекало, что я чувствовал себя не лучшим образом. И спасительная тень от деревьев встречалась редко. У меня даже появлялись мысли, не упаду ли я в обморок от такого пекла.

Пот лился ручьями

В этот день рельеф был холмистый и маршрут пролегал по грунтам. Когда мы увидели эти грунты, настроение чуть подупало. Когда были дожди, грязевые грунты вспахали грузовики, а сейчас это все затвердело и грунтовая дорога превратилась в колеи глубиной до полуметра. Мы таскали велосипеды в руках, ибо зачастую было не проехать. Это было очень тяжко, учитывая солнцепек. Для меня это был самый тяжелый день.

Вечером на стоянке я первым делом полез мыться в речку. Меня не остановило, что она была холодной, хотелось помыться после такого дня.

Дождь был один раз

На следующий день после жаркого было уже свежо, к середине дня нас накрыл такой ливень, что ехать под таким просто пытка! Мы его вообще-то ждали, отслеживали по радару. Однако буквально 10 минут не хватило нам, чтобы доехать до моста, где прятались от него. В итоге, оказавшись под мостом, были уже полностью мокрые.

Ливень сопровождался порывами холодного ветра. Пережидали стихию под мостом 4 часа, было время неторопясь пообедать, пообщаться 😁 Когда дождь стих, воздух был свежим, кататься было очень приятно.

Перевал

Вообще-то перевалов у нас было несколько. Но самый большой был ближе к концу путешествия, перевал Гумбаши (максимальная высота у нас была 2059 м). Подниматься на него уже было прохладно, на высоте нас неустанно обдувал ледяной ветер. Хорошо, что там находится кафе, где мы на время укрылись, отогрелись и пообедали вкуснейшими хычинами.

Пока поднимались, навстречу нам периодически спускались спортсмены на шоссерах. Наверху мы поговорили с парочкой, оказалось, что они ехали бревет. Преодолеть им надо было 600км за 2 дня! И это по горной местности! Парни те еще монстры! Много среди них было из Питера.

После подъема что обычно следует? Правильно, спуск! Сначала он был крутой, и было круто гнать по хорошему асфальту. Однако это было недолго, дальше он стал пологим, и качество дороги ухудшилось.

Храм и инцидент

В один из дней у нас была достопримечательность, Шоанинский храм. В тот день мы забрались достаточно высоко, катались по альпийским лугам. Перед тем как ехать к храму, у нас был прекрасный обед на одном из горных лугов. Мы расположились на травке, все вокруг было зелено и залито солнцем, кто-то даже решил позагорать.

Сам храм находится высоко на скале, но все же не так высоко, как были мы, так что к храму нам пришлось ехать вниз. Дорога была крутая и каменистая, спускались крайне осторожно.

Уже возле храма были автомобили и люди, храм этот был скорее туристической достопримечательностью. Оставили велосипеды на площадке и пешком поднялись посмотреть сам храм. Мне он очень понравился! Он совсем маленький и сложен из серых камней, снаружи похож скорее на маленькую средневековую крепость 🕍 И внутри нет никакой отделки, серые каменные стены, а на них висят золотые иконы, и выглядит это очень здорово, так контрастируют, и при этом гармонируют. Еще через маленькие окна красиво проходят лучи света ✨

После храма дорога наша шла в долину к городу. Но дорога от храма тоже довольно крутая, с камушками и пылью. Вера начала говорить, что ей страшно ехать по такой крутой дороге. Я ответил что-то типа: «Пффф… Да ничего в ней такого нет, к храму по еще более крутой спускались». Но начав движение, меня постигла кара, буквально через 200 метров я упал 😬 Не сильно, на бок. Даже толком не ударился, в основном только в пыли испачкался, и каким-то образом отломалась держалка фонаря на руле.

Спустившись в долину зашли в магазин прикупить воды. Прикладываю карту на кассе — не считывается, вставляю в терминал — ничего не происходит. Оказалось, что упал-то я на камушек небольшой. И банковская карта, лежащая в кармане, пожертвовала жизнью, защищая меня от повреждений.

Так случилось, что камень ударил прямо в чип, оставив едва заметную вмятинку, но этого было достаточно. Это стало поводом наконец-то подключить платеж через NFC на телефоне 🙂

Стоянки

Все стоянки были на полянках возле речек. Отличались они только скрытностью от дорог и живописностью. Особо отметить хочется последнюю стоянку, добраться до нее было не просто, но в итоге мы оказались на маленьком зеленом лугу возле милой речушки в огромном каньоне! Склоны каньона были пологими и тоже покрыты зеленым ковром, где местами лежали большие скалистые глыбы. А сам верх каньона был скалистым.

Утро на этой стоянке было потрясающим! Лучи восходящего солнца ложились прямо в каньон, пригревая вылазящих из палаток туристов 😌 Это был последний день, дистанция по плану была небольшая, так что никакой спешки не было, все наслаждались утром по-максимуму, даже небольшой мастер-класс по йоге был 😄

Финиш

В этот день мы должны финишировать в Кисловодске. До города оставалось совсем недалеко, у нас по пути была еще одна достопримечательность, Медовые водопады. Они были совсем недалеко от нашей стоянки, у нас было время там погулять. Это туристическое место, людей там много, стоят всякие лавки с сувенирами и едой. Вход на территорию платный, 60 рублей. По сути ты спускаешься по ступенькам в каньон с рекой, в нескольких местах со стены в каньон падают водопады. Мне на самом деле там понравилось! Дополнительным плюсом было то, что день был знойным, а в каньоне была приятная прохлада.

Завершили мы маршрут в городе Кисловодск. Заселились в отель. Это была только середина дня, так что помывшись у нас еще было достаточно времени, чтобы прогуляться по городу. Мы отправились в центр города, чему я был рад, здесь была аллея, которая мне понравилась.

Центральная аллея очень широкая, и только для пешеходов. По центру много клумб с цветами, а по краям простираются бутики и кафе. Складывается полное ощущение, что ты находишься на курорте где-то недалеко от моря, тем более сама аллея имеет небольшой наклон, и, идя вниз, кажется, что скоро появится море 🌊 Но ничего подобного, если взглянуть на горизонт, то видна стена гор ⛰

Вернувшись вечером в отель, расположились в беседке возле него, сделали шашлыки и наслаждались последним совместным ужином. На следующий день все разъезжались по домам.

Дорога домой

Нам с Максимом пришлось встать в 4:30 утра и отправиться на вокзал на раннюю электричку. Только мы предпочли лететь обратно на самолете, считаю, это было мудрым решением. Правда так оказалось, что мы летели из разных городов, я из Минеральных вод, он из Краснодара. Я не понимаю, почему остальные участники предпочли ехать обратно на поезде двое суток… мне хватило страданий поезда в начале путешествия, не люблю поезда. В 14:30 я уже был в Санкт-Петербурге, а ребята в Кисловодске еще даже не сели в поезд. В этот раз во время перелета мой велосипед не получил никаких повреждений 🙂

Еще фото

Заключение

Я бы назвал этот поход медитативным. Каких-то мега достопримечательностей по пути нет, но тебя непрерывно сопровождают красивые пейзажи. Едешь ли ты по равнинам, вкручиваешь педали в гору, все время смотришь по сторонам на залитые солнцем равнины с цветущими деревьями, на пасущихся на альпийских лугах коров, на возвышающийся в далеке снежный хребет гор 😌 Это то что надо для людей, уставших от суеты города!

Из разочарований, хычины поели только один раз. А ведь это кулинарная визитная карточка Кавказа.

Немного статистики

Значения из Strava, так что точность так себе.

Преодоленная дистанция: 375.02 км

Максимальная высота: 2 059 м

Суммарный набор высоты: 5 310 м

Ссылка на трек: https://www.google.com/maps/d/viewer?mid=1NyK7AP4jWZVlnpA8J19bGj3vLsI6xMSw