Поездка на скалы в Крым

Наступила осень, хотелось провести отпуск активно в теплом месте. Ехать в велопоход душа не лежала, а вот по скалам полазать захотелось попробовать. Из теплых мест, где есть скалолазные сектора, выбор сейчас небольшой: Турция и Крым. В Турции я был предыдущей осенью (не на скалах), а в Крыму бывал давно. Выбор пал на Крым, так как нашел тренера, который как раз туда собирал группу.

Тренер — Егор Крячков. Могу ли порекомендовать его? Да! Группа была с Москвы, только я и Гриша летели с Питера.

Перелет до Симферополя не был гладким. В самолет нас запустили по расписанию. Однако вовремя не полетели, спустя пол часа с предполагаемого времени вылета возле крыла самолета началась какая-то движуха. В иллюминатор мы наблюдали, как работники начали чинить крыло. Причем реально чинили, в ход шел шуруповерт и какие-то ленты. От этого было не по себе. Тем более капитан объявлял, что мол задержка происходит из-за согласования документов. То есть скрывал, что же на самом деле происходит. Пассажиров не высаживали, через пол часа рабочие завершили ремонт, самолет пошел на взлет. Страшно было 😨 Но все прошло как по маслу.

Проживание

Добрались до кемпинга в Бахчисарае. Хозяев BakhiCamp’а не было, так что мы просто закинули вещи в комнату к ребятам, которые на день раньше прилетели и сразу пошли на скалы. Вообще в этом кемпинге очень лояльные хозяева, всегда стараются приютить, даже если с местами проблемы.

В кемпинге есть 2 домика, можно остановиться в комнате в домике (как я понял все комнаты 3-х местные), либо в палатке на небольшой полянке. Комнаты максимально простые, только кровати и тумбочка, но все же это заметно комфортнее, чем в палатке. В домике есть туалет, душ небольшая кухня и маленькая комната (я бы назвал ее лаундж зоной) со столом. Конечно тесновато, если все комнаты забиты, о лакшери отдыхе здесь придется забыть.

Я первый раз останавливался в подобного рода месте, поначалу было неуютно, пугало огромное количество табличек с правилами 📋 Они висели в туалете, над раковинами, на двери в душ, на стиральной машине и много еще где. Но на самом деле они помогают, избавляют от лишних вопросов. Спустя несколько дней проживания я бы добавил еще парочку, будь на это моя воля 🙂

Кухня меня тоже поначалу испугала, она крохотная, при этом там так много всего! Она к тому же является и прихожей, и местом вечернего туалета. Перед заездом в кемпинг мы закупились едой на несколько дней. Так вот на кухне есть большие емкости (по одной на комнату) для хранения продуктов, которые не требуется держать в холодильнике. Все, что не подписано и оставляется на столе, считается общаком и может быть съедено кем угодно. То, что кладется в холодильник, обязательно надо подписать, он маленький, людей много, продукты могут быть похожими, начнется неразбериха, если этого не сделать.

При входе в домик обязательно надо разуваться. Хорошо бы иметь тапочки для дома, ибо пол кафельный, холодный. У меня их не было, ходил босиком.

Одно из правил, что не сразу усвоил, есть 2 мусорных ведра: для пищевых отходов и для всего остального. Хозяйка ругает, если выкидывать неправильно. Для меня до сих пор осталось загадкой, как правильно чайный пакетик выкидывать, вроде это к пищевым отходам относится, но у пакетика есть металлические скрепки… Я отрывал веревочку со скрепками, ее выкидывал в обычные отходы, а сам пакетик в пищевые отходы.

На кухне есть 2 раковины: одна для мытья посуды, другая чтобы руки помыть или умыться. В раковине для умывания строго запрещено мыть посуду, о чем говорит одна из табличек с правилами. Рядом с раковиной для умывания висит фен.

Кухня — это сердце домика ❤️ Представьте себе, что там происходит, когда два человека готовят, один моет посуду, один умывается, и еще один сушит волосы после душа 😵‍ Настоящий кавардак 😄

В маленькой комнате со столом можно покушать. Так как людей много, приходилось кушать по очереди.

Для жителей палаток тоже имеются удобства. Есть уличная кухня, она заметно больше той, что в домике. Туалеты и душ тоже имеются.

Хоть поначалу мне и было дискомфортно жить в таком тесном домике с кучей людей и множеством правил, потом я привык и чувствовал себя вполне комфортно. Можно сказать, прошел курс реабилитации интроверта 😄 Скажу больше, здесь мне было комфортнее, чем в дешевом гостевом доме, в который заселился после кемпинга.

Кемпинг расположен у самых скал в старом городе в Бахчисарае. Увы, инфраструктура этого района развита очень плохо. Продуктовые магазины в пешей доступности очень скудны, до нормальных магазинов надо ехать на такси, это большой минус. Есть рестораны в пешей доступности, но они не дешевые, каждый день там питаться довольно накладно. Так что от готовки никуда не деться. Тут хочется сказать спасибо Насте из нашей группы за помощь в готовке 👩‍🍳 🙂

Скалолазание

День 1

Не успели мы заселиться, как сразу пошли на скалы. Было еще начало дня, так что для пробных трасс было достаточно времени. Начинали лазать с 5c, чтобы размяться. Также Егор хотел оценить мои и Гришины навыки, так как в отличие от остальных мы не тренировались у него. Что я могу сказать, таких 5c я не ожидал, мне они показались крайне сложными! И по движениям сложны, и очень длинные 😓 На наших карельских скалах трассы с этим же уровнем сложности — это просто цветочки по сравнению с крымскими! В первый день я и не помышлял даже попробовать лезть с нижней страховкой, лазал с верхней с выщелкиванием. Весь этот день провели на скалолазном секторе «Линза».

День 2

Второй день выдался солнечным, это был самый жаркий день нашего пребывания в Крыму. Начало дня мы начали с сектора «54». Там был удобный грот, который давал немного тени, во время лазания солнце жарило в спину. Крымские скалы состоят по большей части из известняка, что делает их светлыми. Я забыл солнцезащитные очки, и в такой солнечный день скалы отражают много света и слепят. Реально трудно страховать, ибо долго смотреть на скалу глаза не выдерживают.

В этот день начал лазать с нижней страховкой. Провешивал трассы Гриша, я лез после него. Даже 5b и 5c давались непросто, было страшно. Страшно по нескольким причинам: положительный уклон, то есть если соскользнешь (а новичковые трассы местами заполированы до блеска), то можно хорошенько стесать кожу, проехавшись по склону; большое расстояние между оттяжками (по сравнению со скалодромом); ну и основное — у меня просто жуткий страх срывов 😅

Помимо нас с Гришей в группе была Настя. У нее со мной примерно одного уровня лазание, и мы были аутсайдерами 😄 Гриша лазал заметно лучше нас. Еще были Дима и Женя, они для нас были примером для подражания, даже на 7b покушались порой. Позже к нам присоединилась Лиза, по уровню она ближе к Грише была. Ну и Егор провешивал для ребят сложные трассы, не помню, пришлось ли ему там хоть где-то напрячься, лез все трассы как ни в чем не бывало 💪

Помимо простых трасс попробовал и 6b+ (разумеется с верхней страховкой), хорошо поднатужившись сумел одолеть ее. Ближе к концу дня перебрались в сектор «Ларишес». Там были 2 лежачки, 6a я полез с провешиванием. Это мой первый опыт провешивания трассы. Пролез ее не без зависов, тем не менее я остался доволен 🙃 Трасса сплошь по мизерам для ног, руками порой не за что схватиться.

На этом секторе мне прилетел камень со скалы, довольно острый. Я не успел никуда отскочить, прилетел бы он в грудь, но я успел подставить руку, кисть чуть рассекло. Да-да, мы лазали без касок, позор нам 🤫

День 4

Предыдущий день был днем отдыха, а сегодня мы направились лазать в Баштановку. Начали с сектора «Вымпел». На разогрев была, только ни кидайтесь помидорами, 5a! Вот только я не представляю, какие звуки и ругательства издавал бы новичок, пытающийся пролезть эту трассу… Не каждый бы осилил такую. Далее на этом секторе пробовали 6a и 6b. Этот сектор очень низкий, на нем нестрашно срываться, так как вертикаль, а порой и легкое отрицалово. Еще здесь интересен сам рельеф скал, они волнистые гладкие и с множеством дырок. Как швейцарский сыр 🧀 Завершая лазать в этом секторе, на нас немного покапал дождь. Вообще стало пасмурно и прохладно.

Далее мы переместились в соседний сектор «Родник». Там довольно высокая скала с расщелинами. Пару трасс в этих расщелинах мы пробовали. Обе позиционируются как 6b+, но одна из них явно недооценена, я ее даже не пробовал. А другая лезется в распор, но мне она очень тяжелой показалась, распираться страшно, нет веры в ноги. А наверху у нее еще сложный вылаз из-под карниза.

День 5

Это был самый холодный день, было облачно и дул ветер, во время страховки приходилось одевать все, что было. Лазали мы опять в Баштановке. Начали там же, где закончили в предыдущий день. На разминку была та же 6b+ по щели, это было сурово. Мне кажется, что на ней я перегрузил руку, ибо начались едва заметные неприятные ощущения. После мы попробовали вторую жутко сложную трассу, мне первый ключ в самом низу так и не удалось пройти.

Потом мы переместились в сектор «Тихий уголок». Я там попробовал 2 трассы 6b. Одну из них с нижней страховкой пролез. В этом секторе скала гладкая и волнистая, есть пара дырок для пальцев и пара сколов, но в остальном трассы эти лезутся в распор. Каждый момент кажется, что нога сейчас соскользнет, было страшно (как всегда). Ребята в этом секторе пробовали еще 7a. Я же на заминку полез 6a с провешиванием. Тут я ощутил сложность провешивания трассы, когда роста не хватает совсем немного. Была пара моментов, когда с удобной позиции мне не хватало сантиметров 10, чтобы дотянуться до шлямбура, приходилось чуть выше подлезать и вщелкивать оттяжку с неудобного положения.

День 7

Позади еще один день отдыха. Гриша в начале дня уехал в аэропорт, так что уже лазали без него. Сегодня снова направились в Баштановку, в сектор «Полка справа». Там три трассы сложности 6a и 6a+. Но две из них — это какое-то недоразумение! Мы все на них страдали. Как оказалось, на них отломаны зацепки, и трассы становились очень сложными.

На одной из трасс случилось неприятное происшествие. Я страховал Лизу и уронил ее 😨 Слава богу все обошлось, она не ушиблась. Но пролетела 4 оттяжки и очень испугалась. Мне самому было не по себе от этого 😔 День сразу каким-то мрачным показался. Это была длинная трасса с полкой посередине. После полки лезущего становится невидно, и страхуешь по ощущениям. Лиза вщелкнулась в предпоследнюю оттяжку, оставался лишь Топ. В какой-то момент я почувствовал натяжение веревки, я подумал, что она начала вытягивать ее, чтобы вщелкнуться, я и выдал хорошенько, чтобы легче было веревку ей поднимать. Но потом чувствую, что веревка продолжила вытягиваться, убираю палец с гри-гри, оно блокируется, и я на автомате, как нас учат на скалодроме, еще и подпрыгнул, чтобы смягчить падение. В итоге страшный срыв и потерянные нервы.

Из этой ситуации я вынес 3 урока:

• Если лезущего не видно, то надо, чтобы он командовал, и следовать его командам.
  • Моментально убирать палец с гри-гри после выдачи веревки. Иногда кажется, что выдал недостаточно, и не убираешь палец ожидая, что понадобится еще выдать (после этого случая осознал, что у меня так бывает).
  • Если веревка хорошо динамит, то не прыгать. Прыжок имеет смысл для смягчения падения с дубовыми веревками, как на скалодроме.

Потом мы переместились в сектор «Пчеловод», там были две трассы: 7a и 7b. Мне на них уже нечего было ловить, да и рука снова начала ныть после предыдущих трасс, в этот раз ощутимей. Ребята завершали лазать уже в темноте.

День 8

Последний день нашего съезда. Я собирался покидать кемпинг, так что у меня было только пол дня, чтобы полазать. Наконец-то был солнечный день. Хоть ветерок и был прохладным, возле скалы был штиль, скала нагрелась и была жара. Лазать мы пошли недалеко от кемпинга в сектор «Гаспринского». Приятный сектор, мне понравился 🙂 Там есть как простые трассы, так и сложные. Из-за удобного расположения сектора и обильного количества трасс здесь было относительно людно. Приходилось чутка ждать в очереди. Для сравнения в Баштановке кроме нас никто не лазал.

Я пролез две 6a+ с нижней страховкой. После первой снова заныла рука, очень неприятно. Но так как это были последние часы лазания, я решил не давать попятную. Напоследок я пролез 6c с верхней страховкой, отдал ей последние силы. Возможно причиной была солнечная погода, но настроение в этот день было прекрасным!

Устроили обед в ресторане, ребята после этого пошли еще полазать, а я покинул кемпинг и направился своим путем 🚕

Дни отдыха

Расписание у нас было следующее: 🧗 🧗 🛌 🧗 🧗 🛌 🧗 🧗, то есть день отдыха между парами дней лазания. В свободные дни мы катались по Крыму, смотрели интересные места.

День 3

Сперва мы направились к мило обустроенным озерам. Там ничего особого, просто размяли ноги после сидения в машинах и сделали пару фотографий.

Далее мы двинули в сторону горы Ай-Петри. Туда вел не очень приятный серпантин, некоторых на нем укачивало 🤢 По пути остановились в промежуточной точке на смотровой площадке. Там немного пофотографировались, насладились видом и поехали дальше. Заехав на вершину плато мы пошли не к Ай-Петри. Нашей целью была Таракташская тропа. Эта тропа находится в заповедной зоне, Егор заблаговременно купил нам пропуска, скачал трек, и вел нас по этой тропе. Вообще нас должен был пропустить лесник через ворота, но его не оказалось на месте, пришлось перелезать через оградку рядом. Но правил на территории заповедника мы не нарушали.

Природа в этом заповеднике потрясающая! Нам повезло увидеть маленьких оленей 🦌 Чуть дальше тропа шла вдоль обрыва плато, откуда открывался красивый вид на необычной формы скалы, торчащие из земли, и на Ялту. Вообще по тропе можно дойти до водопада, но у нас был укороченный маршрут, мы дошли до живописной поляны. Там мы насладились видами, сделали классные фотографии и двинули обратно, ибо начинался закат.

Следующей целью был ресторан в Ялте. Но по пути в него мы заехали в скалолазный магазин. Он уже начал закрываться, но продавцы любезно пустили нас и помогали в выборе товаров. Грише нужны были новые скальники, ибо за пару предыдущих дней его пара убилась. Я прикупил себе очки, чтобы не слепнуть от солнца (которого, увы, в следующие дни почти не было).

В ресторане еда была вкусной, с хорошим настроением мы поехали обратно в кемпинг. Вернулись поздно, так как водитель решил поехать «короткой» дорогой, а еще пропустил съезд с автомагистрали.

День 6

В кемпинге наша группа всегда вставала самой последней. Но в этот день мы встали непривычно рано 🥱 Мы пошли в пещерный город, который находился в паре километров от кемпинга. Расположен он на плато. Основная часть наверху плато ограждена стеной и вход туда платный. Мы же пошли вокруг. Тем не менее даже вдоль обходной тропы было на что посмотреть, углубления в скале, составляющие комнаты. В солнечный день это выглядит красиво. В конце тропы мы оказались на вершине плато, откуда открывался живописный вид. Несмотря на солнечный день, наверху нас нещадно лупили порывы холодного ветра.

Вернувшись в кемпинг, без промедления отправились в Балаклаву. Первой целью был завтрак в ресторане (если прием пищи в полдень можно назвать завтраком). Отведав морепродуктов, пошли в музей подводных лодок.

Я бывал в Балаклаве раньше, но в этот музей так и не наведался. Я думал: «Что интересного может быть на бывшем военном объекте?». Но я был неправ. Этот музей потряс меня! Прекрасное световое и звуковое сопровождение, плеер с аудиогидом, это помогает из, казалось бы, обыденной экспозиции сделать увлекательное путешествие. Я остался доволен 😌

Потом мы поехали посмотреть какой-то карьер, который должен был с определенного ракурса выглядеть как сердце, но как бы мы не смотрели на него, на сердце он никак не походил.

Затем нас свозили на мыс Фиолент. Правда нас высадили с какой-то не той стороны, ничего необычного там я не увидел.

Последним местом в этот день был историко-археологический заповедник Херсонес. Мы приехали туда за пол часа до закрытия, так что пробежались «галопом по Европам». Но территория там небольшая, так что мы почти всю ее успели обойти. На самом деле это было правильное время посещения, ибо закатное солнце делало это место более живописным, придавая руинам золотистый оттенок 🌅

Пещеры

Съехав с кемпинга, я направился в Алушту. Я не собирался улетать сразу, еще пару дней хотел посмотреть Крым. Приехал в Алушту уже после захода солнца и заселился в дешевый гостевой дом.

Выбрал я Алушту, так как этот город ближе всего расположен к горному массиву Чатыр-Даг. Там на плато раскинуто множество пещер. Две из них прекрасно оборудованы для туристов: Мраморная пещера и Мамонтовая пещера. Как пишут в интернете, Мраморная пещера входит в топ-5 самых красивых оборудованных пещер на планете.

Посетить пещеры можно было бы через турагентство, или заказать такси, которое довезло бы до пещер. Однако эти варианты скучны. Я выбрал треккинг 🚶‍♂️ Я нашел информацию, что до пещер можно дойти прямо от шоссе, соединяющего Алушту и Симферополь. Для треккинга есть 2 тропы: Ишачья и Красная. Дабы мое приключение было максимальным, я решил к пещерам идти одной тропой, а возвращаться другой. Ишачья тропа чуть длиннее, но без крутых участков, по ней и бабушка пройдет. Красная тропа короче, но более крутая.

Для большей аутентичности я решил воспользоваться самым дешевым транспортом — троллейбусом. На самом деле троллейбусы — одна из визитных карточек Крыма, ибо они междугородние. Доехал я с утра до поселка Перевальное, откуда начинается Ишачья тропа. Еще до поездки в Крым я все изучил, нанес на карту метки и по gps легко находил нужные мне тропы. Небольшой участок тропы проходит через лес, там ничего интересного, но потом она идет по каменистому склону горы с редкой растительностью, и чем дальше идешь, тем красивее открываются виды с высоты. У меня сразу развеялись все сомнения насчет моего решения идти пешком, это того стоит! Очень красиво вокруг! Найдя тропу по ней даже без навигатора легко идти, так как в лесу на деревьях есть метки, а вне леса вдоль тропы сложены пирамидки из камней. Если идти по карте, то там эта тропа в паре мест разветвляется и сходится, совет, который могу дать — идти по более длинному рукаву, он будет менее крутым.

Наверху гора переходит в плато. Идя по треку я наконец-то наткнулся на домик у пещеры, это была касса. Я сразу купил билет, экскурсовод назначил время начала экскурсии. В пещеру можно попасть только с экскурсоводом. Сначала у меня была мысль: «Снова коммерция, отхватили территории и показывают за деньги», но потом я изменил свое мнение, здесь это правильное решение. Владельцы хорошо оборудовали пещеры (и продолжают это делать), и тщательно следят за сохранностью. Пусти туда диких туристов, так они поотламывают все сталактиты и сталагмиты, сделав пещеру уродской, на плато достаточно диких пещер, там смотреть уже не на что.

Я думал, что пришел к Мраморной пещере, но оказалось, что это была Мамонтовая. Ну раз уже купил билет, то решил сначала ее посетить, изначально планировал наоборот. В пещере есть освещение и сделаны дорожки, никакого специального снаряжения не надо, но вот куртку обязательно надо взять, там 9°C ❄️ Одними из первых в этой пещере встречают туристов скелеты древних животных. Как нам сказали, костей тут нашли много, с древних времен животные проваливались в пещеру через карстовые воронки и не могли выбраться. Но когда начинаешь двигаться дальше по пещере, про скелетов быстро забываешь, ибо взору открываются невероятной формы сталактиты, и сталагмиты, и прочие геологические скульптуры. Пещера большая! В одном из больших гротов играет классическая музыка, делая рассказ гида еще более впечатляющим 🎻

Я остался максимально доволен посещением этой пещеры. Смотрителям пещеры огромный респект, что ухаживают за ней. Я с нетерпением ждал, что же увижу в Мраморной пещере. До нее можно было добраться по дороге, либо по короткой тропе через лес, разумеется я выбрал второй вариант.

Там аналогичная инфраструктура, купил билет в кассе, тоже пришлось подождать начала экскурсии. Эта пещера оказалась больше, но я бы не сказал, что намного. Основной ее особенностью является множество форм сталагмитов и сталагнатов, многие из них похожи на каких-то существ, в честь которых их и называют. Увы, никакого мрамора в пещере нет. Там есть белые отложения на стенах — карбонаты, которым не хватило времени (миллионы лет) и давления, чтобы превратиться в мрамор. Еще в пещере есть маленькая сцена, там время от времени проводят концерты, причем не только классика, но и рок 🤘 Разве что без ударных инструментов.

Если сравнивать эти две пещеры, то Мамонтовая оказала на меня большее впечатление. Мраморная в целом однотипная, только форм сталагмитов много, в то время как Мамонтовая, во-первых, более объемная что ли.., перепады высот там больше. Во-вторых, само разнообразие фактур и цветов стен мне показалось более богатым.

Был еще день, когда я завершил осмотр двух самых известных пещер Крыма. Но планы на этом не заканчивались, я хотел посетить еще две дикие пещеры: Тысячеголовую и Холодную. Про них я читал, никакого особого снаряжения для их посещения не требуется, только фонарик. У меня был с собой налобник. Располагались они не очень далеко от того места, где я был, однако время поджимало, ибо до захода солнца оставалось 2.5 часа.

Сначала пошел в Тысячеголовую, шел по навигатору, в эти пещеры не ходят толпы туристов, так что тропу не всегда было хорошо заметно. А еще меня напугала продавщица из кофейни возле посещенной пещеры. Она сказала, что надо остерегаться стелющегося можжевельника, что он любит стелиться в ложбинках, и таким образом может скрывать карстовый разлом 😱 Не хотелось бы угодить в такой, особенно когда вокруг ни души. Нашел вход в пещеру, походил в ней совсем немного. Ничего интересного там не увидел, а еще в ней было сыро и очень скользко.

Дальше пошел в Холодную пещеру, шел быстро, ибо солнце уже принимало золотистый оттенок. Нашел пещеру без проблем, спустился в нее, прошел немного и увидел то, что искал. В этой пещере когда-то снимали фильм, и на одной из стен нарисовали наскальную живопись. Сделал фотографию и пошел обратно. Вроде как можно было еще дальше пройти, но я не знал, насколько глубока эта пещера, не хотел тратить время на исследование, надо было выбираться.

Возникло некоторое сомнение, а стоит ли идти обратно Красной тропой, она же для меня неизвестна, а солнце близилось к закату. До нее было чуть ближе, чем до Ишачьей, но все равно не был уверен, что успею по ней спустить до заката. По Ишачьей я бы без проблем и в темноте спустился, там ничего сложного, и фонарик есть. Но решил придерживаться плана. Не меньше двух километров потребовалось пройти, только чтобы выйти на тропу. Идя по ней увидел знакомого вида пирамидки из камней. Идти было легко, там даже колея была, что значит, что даже автомобили могут проехать. Но в какой-то момент колея резко свернула влево, а ряд из пирамидок тянулся прямо. По карте глянул, дорога для машин (колея) идет вниз длинным серпантином, я быстро отбросил мысль идти по ней, я следовал плану. Вскоре тропа перешла в нереально крутой спуск по сыпучим камням, хоть я и читал, что она крутая, но такого я не ожидал! Солнца уже не было видно, так что я даже чуть вперебежку спускался по этому адскому рельефу. Отчего у меня вскоре заболели колени. На этот спуск у меня ушло минут 20-30, потом он перешел в заметно более плавную тропу, идущую через лес. Дальше без проблем я вышел к шоссе на остановку «Привольное».

В сумерках поймал троллейбус и в город вернулся затемно. Поразило количество алкашей в Алуште, даже как-то мерзко стало от такого их количества 🤢

Последний день

Оставалась еще одна достопримечательность Крыма, которую я хотел посетить, тропа Голицына. Отпуск у меня и так выдался активный, уже не хотелось ничего планировать, я просто обратился в турагентство. Экскурсия на весь день, она включала в себя посещение тропы Голицына в Новом Свете и осмотр Генуэзской крепости в Судаке.

Тропа Голицына оказалась короткой, но из-за историй экскурсовода мы шли по ней часа два 😵‍ Еще погода была мерзкой, штормило, от этого тропа мне не показалась красивой. В общем разочарование. В интернете так красиво ее расписывают… видимо у меня были завышенные ожидания.

Если вы любитель крепостей, то Генуэзская крепость вам должна понравиться. На меня она не произвела какого-то особого впечатления. Порадовало, что экскурсия была оперативной.

Вернулся в Алушту к шести вечера. Самолет обратно у меня в пол второго ночи, так что спешить не было необходимости. Но так как выселиться мне пришлось еще перед экскурсией, то и удобного места для отдыха у меня не было. Я решил забрать сумку с вещами из гостевого дома и сразу отправиться в аэропорт. Сделать это я планировал аутентичным способом, на междугороднем троллейбусе 😁 И дешево, и время немного убил. В Симферополе он меня высадил возле железнодорожного вокзала. От него тоже курсирует троллейбус до аэропорта, им я и воспользовался.

Заключение

Отдых оказался очень активным и насыщенным на события, не было такого, что хотя бы пол дня можно поваляться. Лазание по скалам здесь оказалось сложнее, чем я ожидал, но мне понравилось. Пара дней только были так себе, один, когда было холодно, другой, когда я Лизу уронил. Вообще за собой заметил, что наличие солнца сильно влияет на мое настроение ☀️ После последнего дня почувствовал некоторое облегчение, ибо все-таки устал, и удовлетворение, что хорошо поработал над собой 😌 Мне кажется, что тренировки на скалах влияют на скилл, в первый день на скалодроме после отпуска прям какую-то уверенность чувствовал.

Егор — хороший тренер, и лазает отлично! Видно, что работает над своими тренерскими навыками. Помимо прочего, еще и в роли фотографа выступает, а во время поездок на скалы это многого стоит 📷

Некоторая ложка дегтя — это сервис в Крыму. После Санкт-Петербурга выглядит уныло. Особенно касается наличия хороших магазинов и их доступности. Мало освещения в городах. И сами города застроены как-то хаотично. А вот междугородние троллейбусы понравились, очень удобно!

Что касается скал, то их обилие не заставит вас скучать. Более того, регулярно пробиваются новые районы. И это не только Бахчисарай. Так что уверен, у меня появится желание съездить в Крым ради скалолазания еще раз, тем более я еще мультипитчи не пробовал.